Атомарная теория: как делают шины Toyo на заводе в Малайзии
Шины и диски
21:02, 07 апрель 2020
1 225
0

Атомарная теория: как делают шины Toyo на заводе в Малайзии

Малайзию не зря называют «новым азиатским драконом»: на сегодня страна по общему объему производства уверенно занимает третье место в Юго-Восточной Азии и тридцать восьмое – в мире. Причин на то две: либеральная налоговая политика и недорогая, но достаточно квалифицированная рабочая сила. А если учесть, что Малайзия к тому же входит в число крупнейших в мире стран-производителей натурального каучука, то размещение там шинного производства особенно выгодно. Сегодня расскажем о том, как работает новое предприятие Toyo Tires, расположенное в Тайпинге, в 300 км к северу от столичного Куала-Лумпура.
Атомарная теория: как делают шины Toyo на заводе в Малайзии
Admin
Фото: Reuters

Малайзию не зря называют «новым азиатским драконом»: на сегодня страна по общему объему производства уверенно занимает третье место в Юго-Восточной Азии и тридцать восьмое – в мире. Причин на то две: либеральная налоговая политика и недорогая, но достаточно квалифицированная рабочая сила. А если учесть, что Малайзия к тому же входит в число крупнейших в мире стран-производителей натурального каучука, то размещение там шинного производства особенно выгодно. Сегодня расскажем о том, как работает новое предприятие Toyo Tires, расположенное в Тайпинге, в 300 км к северу от столичного Куала-Лумпура.

 

О планах по строительству завода было объявлено в августе 2011 года, в мае 2012-го на стройплощадку пришли первые рабочие, и уже менее чем через год, 10 апреля 2013-го, президент Toyo Tire & Rubber Co., Ltd Акира Нобуки сообщил, что завод выпустил свою первую шину. А еще через год, 16 мая 2014 года, на предприятии Toyo Tyre Malaysia торжественно отметили производство первого миллиона шин! И все они соответствовали стандартам качества, принятым как на японских заводах марки, так и на других заводах компании в Японии, Китае и США. 

Тридцать процентов продукции малазийского завода отправляется в Америку, 40% продается в Европе (в том числе, в России), 15% уходит в Японию и 15% расходится по странам Юго-Восточной Азии. И объемы производства внушают уважение: на первый плановый уровень в 5 миллионов шин в год завод вышел в 2015-м, в прошлом году там было произведено 6 миллионов единиц, но руководство предприятия уверяет, что при необходимости может нарастить выпуск до 10 миллионов. 

Еще на этапе проектирования завода в него было заложено несколько основополагающих принципов: энергоэффективность, высокое качество, независимость от навыков и высокая производительность. Их стоит разобрать отдельно.

Современное предприятие не может носить этот гордый титул, если не обеспечивает экономию энергии. В свою очередь, экономия энергии – это один из компонентов экологической безопасности... Помимо ультрасовременной технологии, позволяющей снизить потребление энергии в процессе производства, на заводе Toyo Tyre Malaysia приняты весьма радикальные меры для сохранения окружающей среды: например, самым широким образом используется энергия солнца, которой так богата тропическая Малайзия. Повсюду применяются светодиодные источники освещения, которыми, в частности, оснащены все административные помещения. Все это очень важно, ведь предприятие занимает площадь в 600 тысяч кв.м.

На заводе используется точно такое же оборудование и системы производства, что и на предприятиях Toyo в Японии, так что ни один, даже самый придирчивый эксперт не сможет найти в шинах из Малайзии ни одного отличия от продукции, выпущенной на других заводах марки. Естественно, на заводе внедрена сквозная система контроля качества, которая включает в себя и инструментальные проверки на каждом этапе, и визуальный контроль каждой готовой шины специалистом. При этом по всей технологической цепочке используется придуманная менеджерами Toyota и  адаптированная под шинное производство система TPS с большинством ее ключевых элементов, включая остановку процесса при обнаружении даже не самых больших проблем. Шинники Toyo назвали эту систему ВМР (Best Manufacturing Principles).

Естественно, эта система подразумевает максимальную автоматизацию всех технологических процессов, а значит, и определенную независимость от навыков персонала. На новом предприятии процессом производства в большинстве случаев управляет оператор, которому  не нужны для этого особые навыки – только внимательность и аккуратность. И все это достигается благодаря эффективной организации рабочих процессов и пространства, автоматизации и применению информационных технологий. Всего на заводе работает около 1000 человек, а это значит, что каждый из сотрудников, чем бы он ни занимался на самом деле и какую бы должность ни занимал, за рабочий день обеспечивает комплектом новых шин 6 автомобилей! Но «независимость от навыков персонала» совершенно не означает, что обучению сотрудников завода вообще не уделяется никакого внимания. Каждый рабочий еженедельно проходит часовой тренинг по различной тематике – от техники безопасности до освоения новых технологий. Кроме того, предприятие оплачивает обучение студентов, а также поддерживает получение образования подростками из неблагополучных семей (в рамках программы социальной ответственности). В любом случае квалификация персонала – один из важнейших факторов, лежащих в основе достижения высокой производительности.

И все же  ключевую роль в вопросе производительности играет система производства шин АТОМ, Advanced Tire Operation Module. Это собственная разработка Toyo, которая применяется не только в Малайзии, но и на других заводах компании. Она обеспечивает максимальный контроль над процессом производства высококачественных шин и сокращает как общее количество процессов, необходимых для производства, так и время на производство каждой отдельной шины. Об этой системе стоит поговорить отдельно. 

Когда-то, в 50-60 годах прошлого века, слово «атом» неизменно ассоциировалось с чем-то ультрасовременным, продвинутым, даже футуристичным. Герои фантастических романов передвигались на атомкарах и летали на атомолетах… Вот и АТОМ компании Toyo тоже представляет собой «полное собрание» современных шинных технологий, причем собрание расширенное и дополненное. Резиновые части шины не склеиваются, а соединяются бесшовным способом, при помощи фирменной технологии превулканизации обрезиненного корда ERB (Electron Radiation Beam): в специальной камере корд облучается потоком электронов и соединяется в единое целое. Под воздействием потока электронов резина становится более плотной и эластичной, так что на последующих этапах, в процессе вулканизации уже практически готовой шины, частицы превулканизированного корда не проникают в соседствующий с ним внутренний гермослой, контактирующий с накачанным в шину воздухом. Это значит, что гермослой можно сделать тоньше, а значит, и снизить общий вес шины.

В целом процесс производства шины обычно выглядит так: сначала на барабан слой за слоем наматывается каркас, который затем соединяется с боковинами. Получившееся колесико надувается, как шарик,  соединяется с лентой будущего протектора, и заготовка, которую шинники называют «зеленой шиной», отправляется в вулканизатор. При этом каждый из этапов – экструзия, каландрирование, обрезка материала, изготовление частей шины – требует организации отдельного производственного участка.Технология АТОМ направлена на то, чтобы максимально слить воедино отдельные операции, и в производственной цепочке завода Toyo Tyre Malaysia (как и других заводов марки) все операции между подготовкой резиновой смеси и конечной вулканизацией объединены в некий единый непрерывный процесс, включающий в себя как изготовление компонентов, так и сборку шины. Такое объединение позволяет существенно  сократить производственные площади, ведь установки, выполняющие не одну, а несколько операций, занимают втрое меньше пространства как за счет меньшего количества оборудования, так и за счет сокращения места, необходимого для хранения и транспортировки заготовок. Сокращается и время, необходимое на производство одной шины, причем сокращается примерно в пять раз! Но еще важней то, что структура шины получается более однородной. 

Давайте рассмотрим то, как работает данная технология на примере создания протекторного слоя. В рамках традиционных технологий на барабан наматывается однослойная резиновая заготовка, края которой соединяются поперечным швом. Этот стык, пусть даже совсем незначительно, но все-таки отличается по однородности от общего слоя резиновой смеси, и это непременно внесет некоторый дисбаланс в распределение масс готовой шины. По технологии АТОМ протекторный слой поступает в виде тонкой резиновой ленты непосредственно из экструдера и виток за витком наматывается на барабан с заготовкой шины. При окончательной вулканизации сырая резина схватывается в практически однородную массу без поперечных стыков, а значит, структура шины получается качественно иной, чем у большей части шин, произведенных традиционным образом. Динамический дисбаланс уменьшается более чем вдвое, и это очень важно для потребителей конечной продукции. Ведь чем меньше динамический дисбаланс, чем меньше нужно грузиков для балансировки, тем лучше поведение шины на дороге и меньше вибронагрузки на ступицы колес автомобиля, а это, в свою очередь, означает уменьшение вероятности дорогостоящего ремонта. 

А еще технология АТОМ придает производству изрядную гибкость, позволяет максимально расширить модельный ряд, легко перестраиваться с выпуска одной модели на другую и делает коммерчески выгодным выпуск мелкосерийной продукции. Это очень важно, ведь на заводе выпускаются как шины марки Toyo, так и покрышки дочернего бренда Nitto, на который приходится 23% общего объема производства. Модельный ряд действительно очень широк, но наиболее востребованными на российском рынке являются модели Proxes CF2, Nanoenergy 3, Proxes TR1, Open Country U/T и зимняя шина  Observe Ice-Freezer. В компании очень рассчитывают на российский рынок и уверены в том, что популярность шин Toyo в России будет только расти. 

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)